Школьный музей

Руководитель музея — Перова Валерия Станиславовна, учитель истории и обществознания, педагог высшей квалификационной категории
  • Почётной грамотой Кировской государственной Думы  за личный вклад по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, организацию работы советов ветеранов общеобразовательных учреждений. Распоряжение  Главы города Кирова от
  • Решением Высшего Совета  за вклад в военно- патриотическое воспитание молодёжи была удостоена звания лауреата Форума «Общественное признание» национальной ассоциации объединений офицеров в запасе Вооружённых Сил (Мегапир) и награждена  Дипломом  01.03.2013г.,  протокол  №28.
  •  Почётной грамотой Департамента образования Кировской области работников системы образования области за творческий педагогический труд, значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса, большой личный вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения  23.07.2014г., приказ № 6-18.
  • Грамотой  Первомайского районного совета ветеранов войны и труда  24.09.2014г.  за большой личный вклад в деятельность первичной ветеранской организации, ветеранское движение Первомайского района  города  Кирова.
  • Награждена памятной медалью «Киров-город трудовой славы» 24.10.2014г. Глава города Кирова  В. В. Быков.
  • Грамотой  Первомайского районного совета ветеранов войны и труда  за активную работу по патриотическому воспитанию школьников, апрель 2015г.

 

Музей школы был открыт по приказу директора школы, Рябова Алексея Ивановича в ноябре 1995 года, руководителем которого была назначена учитель истории и обществознания Перова Валерия Станиславовна. В 2000 году  школьный историко – краеведческий  музей был лицензирован через   свидетельство  № 7925. В начале своей деятельности музей располагался по адресу: ул. Московская, 35, в отдельном кабинете, на первом этаже здания, площадью =  38 кв. м. В настоящее время музей располагается в здании МБОУ СОШ №22 по адресу ул. Горбуновой д. 13.
В 2013- 2014 учебном году на базе школьного музея  впервые стал функционировать исторический кружок. Каждый год при музее в летнее время был организован исторический отряд, с количеством 15 человек, с питанием учащихся в школьной столовой, экскурсиями по городу и области.
 
Кружок «Знатоки истории» в 2016-2017 учебном году работал на базе школьного музея по специально разработанной программе.
В 2015 учебном году была проведена сверка архивных материалов и получено подтверждение (сертификат)  на звание школьный исторический  музей широкого профиля.
В настоящее время на 2019-2010 учебный год  был разработан план мероприятий, необходимых для организации работы с активом учащихся.
За  время работы на музей получены  грамоты и дипломы:
  • 18.05.2000г.  за  активное участие в городском смотре – конкурсе музеев общеобразовательных учреждений  от начальника управления образования В. Ф. Рычкова  и председателя ГСВ Е. С. Жуйкова было вручено Благодарственное письмо.
  •  27.06.2006 году  — диплом  «За активную военно – патриотическую работу с юными краеведами школы».
  • 20.04.10г. от  Управления  Образования администрации г. Кирова диплом «За активное участие в городском смотре – конкурсе школьных музеев, посвященном 65-ти летию Победы в ВОвойне».
  • 16.03.11г. Почетная грамота от МОАУ ДОД «ЦРТД и Ю г. Кирова» за 1 место и подготовку команды на городской конкурс по краеведению «На семи холмах».
  • 15.05.2013г. команда актива музея школы из 6а и 6б классов участвовала в областной игре, посвященной 70-ти летию Победы на Курской дуге и заняла 1 место, получив  диплом и кубок, а также  ценный приз.
  • В газете «Вятский край» за № 198 от 27.10.2000 г. помещена  фотография актива в  музее школы, где  они беседуют с  сыном писателя Ю. Б. Порфирьева. Статья  называется: «День рождение школы – с экскурсией по её музею».
  • В газете «Вятский край» за № 39 от 27.02.2002 г. помещена  фотография актива музея   вместе с  руководителем. В статье описано  о проведенном  на базе музея Уроке мужества, посвященном  встрече с ветераном Вов  Румянцевым Д. П.  В газетах: «из- Вестник» за № 44 от 29.10.2002г., в газете «Вятский край» за № 203 от 04.11.2004г.2004г.,  «Кировская правда» за №22 от 22.07.2007г.  напечатаны статьи, в которых раскрывается работа школьного музея по военно – патриотическому воспитанию молодежи на базе школы №22 г. Кирова: о  подготовке школы  к  145 –ти летнему юбилей, статья «Учитель, повторись в учениках», об  открытии первой мемориальной доски  в городе по погибшим в Афганистане (бывших ученикам, воинов- интернационалистов  Порошине А. Н., Вепреве О. Н. и Евлакове А. Г).
  • Много выступлений было у руководителя музея по теме: «Просветительская   деятельность музея в условиях общеобразовательной школы» на Всероссийской конференции к юбилею мецената  Прозорова в МФЮА , 21.11.2006г. в ЦПКРО г. Кирова перед городскими учителями прозвучало яркое выступление по теме: «Образование в 19 веке – учебный процесс в ВМЖг» — о развитии образования в нашей школе, есть публикация.
  • В 2000г. руководителем музея написана авторская программа по историческому краеведению. Разработаны уроки с публикацией в сборнике ИРО для учителей области. В 2017 году по заданию Департамента, после серий терактов по стране, для учащихся старших классов был разработан на город урок по теме: «Россия без террора». В 2019 году в сб. ЦПКРО, учителем был разработан и опубликован урок по теме: «Вятские архитекторы н.20 века».
  • На базе музея народного образования актив музея принимал  участие в презентациях и различных конкурсах («Любителей Вятки», где заняли 1 место). Также,  мы участвовали в презентации книги Е. А. Ждан /Спицыной/ «Из прошлого Вятки», а на 6-ой научно – практической конференции «Отчий дом» Абрашнёва Анна, уч-ся 11 класса заняла 1 место по теме: «Дом Аверкия Перминова». В 2019 году при тесном сотрудничестве с музеем народного образования работала городская выставка материалов по ВМЖг из школьного архива.

  • Выступление руководителя музея 28.02.2020г., на областном семинаре в г. Кирово-Чепецке по теме: «75 фактов по истории Великой Отечественной войны, связанных с  историей школы №22», получен сертификат участника.
  • В 2019-2020 учебном году актив музея сразу включился в работу по подготовке мероприятий к юбилею школы 160 лет и празднованию 75- летия Победы в ВОв 1941-1945гг., готовы были принять участие в городском смотре- конкурсе школьных музеев.

С 2015 года музей расположен в здании по ул. Горбуновой, 13, в кабинете №28 на 2 этаже.  Оформлено 12 стендов,  изменены музейные экспозиции, обновлен материал в витринах, продолжается сбор воспоминаний от учителей, тружеников тыла (Черепанова Ф. А.), есть публикация в газете «Про город», от 04.2010г.
Снова возобновила свою работу лекторская группа из активных учащихся школы, где интересно проходят уроки у многих учителей школы. Есть  небольшая  лаборантская, принадлежащая  данному кабинету, для хранения музейных экспонатов.

Отчёт о работе музея МБОУ СОШ №22 города Кирова за период с 01.01. 2019 — 13.11. 2020 год

 

Принимая во внимание всемирно-историческое значение Победы над фашизмом в Великой Отечественной войны, наша школа, школьный музей откликнулись на Указ Президента Российской Федерации Путина В. В. «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

1.Уже накануне, в 2019 году,  мною  была установлена связь с учителями школы, труженицами тыла во время  Великой  Отечественной  войны и детьми, во время войны, находящиеся на территории города Кирова. Учащиеся школы, из актива музея Подлевских Жанна,  Одинцов Алексей и Ямшанова Полина  из 11 класса,  посетили Черепанову Фаину Алексеевну, был написан репортаж про учителя биологии и опубликована статья  в газете «Про город».

  1. До 16.03.2020г. музей организовал выходы учащихся (5-8 классов, 75 человек) в музеи города и выезды в музеи Кировской области (пос. Бакули посетили 25 человек из 6 класса), традиционно, 07.02.2019г. учителем русского языка и литературы  Спировой Н. С., была проведена линейка Памяти у мемориальной доски по ул. Московской, 35  по  погибшим в Афганистане выпускникам: Вепрёву О. Н., Порошину А. Н., Евлакову  А.Г.  Была посещена мама героя  Евлакова О. А.  Приняло участие  в мероприятии 45 человек (с 1-11 класс).

Дистанционное обучение изменило работу музея и внесло свои коррективы:

— экспозицию ко дню рождения школы, 161 год  и информацию по школе учащиеся увидели через фильм, созданный собственными силами (прилагается),

— учащиеся школы стали больше участвовать и проходить дистанционно разные викторины и конкурсы на историческую тему (ко Дню народного единства, к 800 летнему юбилею со дня рождения А. Я.  Невского),

— принимали участие в 1-2 этапах игры и попали в финал учащиеся 10-11 классов по истории избирательного права (10 человек).

  1. В настоящее время в кабинете музее с интересом проходят школьные мероприятия для учащихся 1-4 классов (150 человек), под руководством ЗДВР Патрушевой А. А.
  2. Накануне праздника 09.05.2019г. все классы школы посетили памятники у Вечного огня на ул. Московской и у филармонии, с общим количеством учащихся 156 человек.
  3. Под руководством учителя музыки Коптеловой О. С. был создан творческий коллектив из учителей школы трио «Весёлые девчата», которые с успехом выступили на районном смотре – фестивале в ноябре 2019года.

План работы с ветеранами МБОУ СОШ №22 на 2020 -2021 учебный год.

 

        Мероприятие       Дата проведения Ответственный Отметка о выполнении
Заседания Совета ветеранов
1. Составление и утверждение плана работы Совета ветеранов на 2019 -2020 учебный год. 26.08.20г. Совет   ветеранов,

председатель школьной ветеранской организации – Перова В. С.

+
2. Совместное заседание творческой группы с администрацией школы по поводу проведения Дня пожилых людей и концерта, посвящённому Дню учителя. Празднование 161-ти летие школы 08.09.20г. Совет ветеранов: Патрушевой  А. А. – ЗДВР

Марковой-Поскрёбышевой Е. В.-председатель профкома

+
3. Подведение итогов праздников,

обсуждение вопросов по участию в общегородских мероприятиях  и совместным действиям педагогического коллектива и учащихся школы по работе с ветеранами.

05.11.20г. директор школы Королёва Е. Е.., педагогический коллектив школы, совет ветеранов +
4. По оказанию социальной и иной помощи ветеранам, итоги 1 –ого п/г. 28.12.20г. Администрация, Совет ветеранов, Совет коллектива МБОУ СОШ №22, председатель профсоюза школы —

Марковой-Поскрёбышевой Е.В.

+
5. Об организации и проведении месячника оборонно – массовой работы с учащимися школы в период с 20.01-23.02.21г.

 

13.01.21г. Совет ветеранов, педагог-организатор школы, ЗДВР.
6. Итоги месячника, разное: посещение (выборочно) на дому ветеранов школы, информация  по бытовым условиям.

 

25.02.21г. Совет ветеранов, классные руководители.
7. Весенняя компания и мероприятия с ветеранами и учащимися школы – подготовка к 8 Марта.

 

02.03.21г. Совет ветеранов, классные руководители,  ЗДВР.
8. Подготовка к проведению акции «Ветераны – детям, дети – ветеранам!».

 

27.04.21г. Совет ветеранов, классные руководители школы.
9. Участие в митинге, шествии, а также возложение цветов погибшим в Великой Отечественной войне. Участие ветеранов в  городских мероприятиях. Итоги работы за 2020-2021 учебный год.

 

09.05.21г. Администрация, Совет ветеранов, классные руководители и учащиеся школы.
Работа с ветеранами МБОУ СОШ №22
1. Организация посещения на дому ветерана или связь с ним по телефону 1 -2 раза в месяц, в течение года Председатель ветеранской организации, закреплённые классные руководители школы. +
2. Оказание социальной или иной помощи ветеранам В течение 2020 -2021гг. Администрация школы. +Вручение подарков на дому в День пожилого человека (День Учителя)+
3. Работа с ветеранами по линии городского  и районного Совета ветеранов В течение 2020- -2021гг. Перова В. С.-

председатель ветеранской организации школы.

+
4. Организация отдыха  и досуга ветеранов В течение 2020 -2021гг. Перова В. С.- председатель

ветеранской организации.

выходы на просмотр худ. ф.  в  к-тр «Смена».

Культурные учреждения города – посещение концертов и вечеров отдыха в ОДНТ, Филармонии, драм. театре, встречи в музее школы.

Выход на лыжню, бассейн

Д/к ОДНТ «1 Мая», концерт, к 23.02.,к 08.03

в  Д/к «Космос», концерт к 8 Марта, Д/к «Космос»

5. Поздравление юбиляров, с  днём рождения, государственными праздниками.

 

В течение 2020 -2021гг. Администрация школы, председатель ветеранской организации, классные руководители школы. +
6. Приобщение ветеранов к союзу со школьниками (беседы, встречи, письма-воспоминания в архив музея школы) В течение 2020 -2021гг. Председатель ветеранской организации, классные руководители школы. + учитель иностранного языка Бабаенко Г. С. в 9а, б классах (на внеурочной деятельности),

+учитель биологии Черепанова Ф.А.– письма беседы «О школе»(на дому).

7. Совместная деятельность ветеранов, учащихся, а также их родителей  по всем возможным направлениям работы школы. В течение 2020 -2021гг. Администрация, Совет ветеранской организации школы  Трудовые десанты, экскурсии по городу

 

С 2008 года в школе действует система шефской работы над  ветеранами школы. До настоящего времени  данная работа находит положительный результат работы школы в этом направлении.

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов

В Афганистане погибли трое выпускников 22 школы:  Александр Николаевич Порошин умер от многочисленных ран, в госпитале, Олег Николаевич Вепрев и Андрей Германович Евлаков сгорели в вертолете. Все трое посмертно награждены орденом красной звезды. Еще три года назад в музее школы оформили этот стенд. Именно тогда и возникла идея открыть в школе мемориальную доску в честь погибших ребят. Его инициатором стала уроженка Воронежского края.
ВАЛЕРИЯ ПЕРОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ: “Воронежская земля всегда помнила своих героев, когда мы здесь оказались с мужем, я поняла, что пока я хожу по вятской земле, этот долг будет выполнен”.
На открытии мемориальной доски 09.02. 2007 года собралось много гостей, из правительства области из союза воинов афганцев.
ВЛАДИМИР КЛИМОВ, выпускник школы №22 города Кирова, ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, ФРАКЦИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: “Никто и никогда не сможет заменить родителям погибшего сына.  Пусть мамы, родственники простят всех нас. То, что по прошествии двадцати лет мы помним, наверное, это хорошо ”.
Самые дорогие и почетные гости — родители погибших ребят. С момента, когда их сыновей не стало, в настоящее время прошло уже более 38 лет.
ОЛЬГА Алексанровна ЕВЛАКОВА, МАМА ПОГИБШЕГО В АФГАНИСТАНЕ АНДРЕЯ ЕВЛАКОВА: “ Он так любил русский язык, много знал, много читал. Необычный был парень, такие, говорят, долго не живут. Он погиб на войне”.
Пока это первая в области мемориальная доска в честь погибших воинов-афганцев, но, по словам Александра Галицких, в память об остальных погибших в Афганистане кировчан в школах где они учились обязательно появятся подобные.

Ольга Вагина

 

ВЕПРЕВ
Олег Николаевич

  27.08.1960- 01.01.1984

 

 

 

 

ВЕПРЕВ Олег Николаевич

Лейтенант, ст. техник вертолета авиаполка погранвойск. Родился 27.08.1960 г. в г. Кирове, русский, чл. ВЛКСМ. В ВС СССР с августа 1979 г. В 1982 г. окончил Кировское военное авиационно-техническое училище. Боевые задачи в Респуб­лике Афганистан выполнял с апреля 1983 г., совершил 50 боевых вылетов. Неоднократно принимал участие в десантно-боевых операциях. 01.01.1984 г. в составе экипажа эва­куировал раненых военнослужащих под непрерывным огнем средств ПВО противника. Успешно выпол­нив задание, экипаж погиб из-за по­вреждения вертолета. Посмертно на­гражден орденом Красной Звезды. Похоронен в родном городе на Новомакарьевском кладбище.

Вот эти данные и фото были взяты из Всесоюзной книги памяти:

ВЕПРЕВ Олег Николаевич, лейтенант, ст. техник вертолета авиаполка погранвойск, род. 27.8.1960 в г. Киров. Русский.
В Вооруж. Силах СССР с 5.8.79.
Окончил Кировское ВАТУ.
Боевые задачи в Респ. Афганистан выполнял с апр. 1983.
Совершил 50 боевых вылетов.
Неоднократно принимал участие в десантировании войск в р-ны боевых действий, в том числе на местность, контролируемую пр-ком.
1.01.1984 в составе экипажа под непрерывным огнем зенитных средств пр-ка эвакуировал раненых. При возвращении к месту боевых действий вертолет был сбит.
В. погиб.
За мужество и отвагу нагр. орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен на Новомакарьевском кладбище в Кирове.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕВЛАКОВ
Андрей Германович

22.04.1963 — 23.03.1987

 

 

 

Вот эти данные и фото были взяты из Всесоюзной книги памяти:

ЕВЛАКОВ Андрей Германович, ст. лейтенант,  бортовой  техник   вертолета  Ми-6,род. 22.4.1963 в г. Калинин. Русский.
В Вооруж. Силах СССР с 1.8.80.
Окончил Кировское ВАТУ.
В Респ. Афганистан с окт. 1986.
Совершил 58   боевых   вылетов. 23.3.1987   в   составе экипажа    вертолета Ми-6 доставлял продовольствие и имущество на одну из сторожевых застав. В 10 км от заставы вертолет был обстрелян, получил повреждение  и совершил  вынужденную посадку.
В  бою  с   пр-ком,   пытавшимся захватить вертолет, Е. погиб.
За мужество и отвагу нагр. орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в г. Киров.
В память о нем в шк. № 22 Кирова установлена мемор, доска.

 

 

ИЗ КНИГИ ВИКТОРА БАКИНА «ВОЙНА МАТЕРЕЙ».

 

Воспоминания Ольги Александровны Евлаковой, матери офицера-вертолетчика Андрея Евлакова, погибшего в Афганистане:

Маленькая жизнь у него была — двадцать три года всего.
Когда Андрюша погиб — вы знаете, это дико, ненормально, но я так смеялась в тот день. У нас на работе проходил семинар, приехали профессора из Горького, и я не знала, что со мной. Так глупо, беспричинно смеялась, какой-то лихорадочный, безостановочный смех был. Потом женщины говорили: насмеялась на всю оставшуюся жизнь.
Он был у нас единственный — это было наше солнышко. Никогда и ничем нас не огорчил. И когда погиб — у нас все кончилось. Вся наша жизнь. Вот в серванте стояла его фотография — из Афганистана прислал. Как-то пришла с работы, взглянула на нее и… очнулась уже на полу. С тех пор я его фотографии не видела — уже больше пятнадцати лет. Не могу! Мне кажется, если будут смотреть на меня его родные глаза — я не смогу жить!..
Несмотря на все трудности нашей жизни, мы были очень счастливой семьей. И очень гордились сыном. У нас по соседству жила женщина-преподаватель. Как-то она подошла ко мне, взяла за руку и говорит:
— Как я вам завидую.
— Завидуете? Чему же?
— Какой у вас красавец сын. Какая умница. А как он к вам относится. Мы всегда с мужем стоим и любуемся: какой у вас потрясающий мальчик.
Так тогда меня это признание поразило, ведь эту женщину я практически не знала.
Я никогда не старалась сделать из него вундеркинда — зачем? Учился нормально: не был ни в троечниках, ни в круглых отличниках. Во дворе любил побегать. Порой придет домой весь чумазый, а мне нездоровится — так сам себе штаны постирает. И позже, девятиклассником-десятиклассником, многие хозяйские хлопоты на себе тянул — мог и пол помыть, и в магазин сходить. Не терялся в быту… Увидит, что я с работы возвращаюсь, тут же подбежит, сумки схватит, ридикюльчик, в щечку поцелует, приобнимет или под руку возьмет. Маму встретил!..
Никогда не позволял себе уйти из дома, не оставив записки — когда вернется. Крайний срок — десять вечера. Взрослым уже отца уговаривал: “Пап, а “наркомовские”?..”
“Наркомовские” — это полчаса дополнительно. В половине одиннадцатого выйду на балкон — он уже несется со всех ног… Единственный раз в жизни опоздал на три часа, когда занимался велоспортом и у него на тренировке прокол случился. А потом и запасные трубки полетели. Так он почти двадцать километров бегом бежал. С велосипедом на спине. Знал, что я беспокоюсь, волнуюсь — пришел весь в пене. И не из-за страха наказания это, а просто внутренняя потребность была — не расстраивать родных.
Помню, отец в Калинине учил его плавать:
— Андрюша, ты по течению плыви, вдоль берега.
А он:
— Пап, да что все вдоль берега да вдоль берега? Да мы уже на ту сторону Волги плавали…
— Что-о?
— Там капустные поля. Вот мы с мальчишками туда и дергали. Вилок сломаешь и толкаешь его в воде перед собой. Как мяч в водном поло…
Я, конечно, обомлела. Да и муж дар речи потерял. Там ведь у Волги берега крутые, обрывистые.
За свою жизнь я пережила две войны. Муж — офицер, служил в боевом полку дальней авиации. Бесконечно в командировках. Жили в гарнизоне. Вот сидишь вечером дома: вдруг сирена завыла, машины заносились. Тревога! Тревога! Шум, гвалт, дети у всех проснулись, пищат, к матерям в подолы бегут. Мужчины наши скорей хватают чемоданы — пошли. И вот ушли они, и не знаем, когда вернутся. Или это настоящая война, или просто учебная тревога. В штаб придем, спрашиваем:
— Где наши мужья?
— Живы-здоровы, — только и ответят. — Ждите.
Так и в Египет забирали. Всю дивизию перекрашивали: звезды смывали, наносили на хвосты арабские знаки… Андрюшеньке тогда было пять лет. Ребята вернулись из Африки, привезли сыну от отца подарки: пистолеты игрушечные, пулеметик. Спрятали все это в боевом самолете, чтоб никто из проверяющих не обнаружил… Пришли к нам, рассказывают, хотя ничего нельзя было говорить:
— В гостинице квартировали. Только выехали — всю ее разбомбило.
Одного этого достаточно, чтобы понять, что там война. А у меня малый ребенок на руках. И повоешь, и все углы сосчитаешь, белый свет не мил.
С одиннадцати месяцев он у меня был в яслях. А на работу ездить далеко. И вот тащишь ребенка — километр пешком по бетонке. Потом на трамвай. А в руках сетка с продуктами, сумка с газовыми баллонами, потому что надо на чем-то готовить. Дотащишь коляску до проходной — она вся в копоти.
Когда я родила сына, а роды были очень трудные, врач сказал мужу: если будет еще беременность, потеряете или ребенка, или жену. Вот на второго мы и не решились.
Как Андрюша подрос, отец часто его на аэродром брал. Все расскажет, все покажет — и кабину летчиков, и люк, где даже в волейбол можно играть. Сын всю эту махину самолета своими руками потрогает. Сверху на землю глянет.
— Ух ты, мамочка!..
Домой вернется, не остановишь его восторги, глаза горят от впечатлений.
И все же мы хотели, чтобы он был гражданским человеком. Потому что в армии, к сожалению, далеко не всегда в командирах ходят умные люди. Если человек неугоден, его нужно или уволить, или продвинуть по службе, чтобы не мешал другим. Такая вот странная политика. Так было, так, наверное, и сейчас. И муж через все это прошел, через такие парадоксы. Потому и говорил сыну:
— Ты умный, у тебя есть задатки. Все для тебя открыто. Заканчивай гражданский вуз, занимайся творчеством. А армия… Она все равно ограничена уставом. Устав есть устав. И неизвестно, какой тебе командир попадет. Попадет в начальники дурак, и ты будешь волей-неволей под него подстраиваться. И никуда не денешься, присягу же принял. Или подчиняйся, или вылетишь с позором.
Это сейчас все проще: хочешь — служи, не захотел — ушел в запас, а раньше было очень сложно. Практически невозможно было по-хорошему уволиться из армии.
Но Андрюша стоял на своем:
— Послушай, пап. Прадед у меня был военный, русский офицер. Дед — русский офицер, отец… Что же мне — по другой дороге? Нет, невозможно.
И я не отсоветовала, все равно не смогла бы его переубедить. Уж очень патриотически мы его воспитывали. Хотя и отношения были доверительные, товарищеские. Когда школу закончил, могли до трех часов ночи с ним разговаривать или гулять. Все-все мне рассказывал: и что наболело на душе, и с кем какие отношения, и кто из девушек нравится.
Когда подошло время сдавать выпускные экзамены, я серьезно заболела, слегла в больницу. Отец с утра до вечера на работе. Напишет ему, что нужно купить, — он купит. Надо приготовить покушать — приготовит. Полы вымоет. Отец вернется: книжки в закладках, билеты раскрыты. И записка: ушел погулять до десяти часов… Ладно. Только через пару дней стал замечать: билеты-то не меняются, один и тот же раскрыт. Спрашивает:
— Андрюша, это как понимать?
— А что готовиться, я и так все знаю.
— Ну смотри…
Первый экзамен. Возвращается — пять! Второй экзамен — снова пятерка. Тут отец и говорит:
— Еще раз будет “отлично”, упаду со стула. Ты же совершенно не занимаешься.
Через два дня сын приходит с очередного экзамена, влетает в комнату и кричит:
— Пап, падай со стула.
— Что-что?
— Ты же сказал, что упадешь со стула…
— Неужели снова пять?
— Пять!
Появится дома, потом бежит ко мне в больницу: показывает через окно, что все нормально, сдает экзамены на одни пятерки.
Поступил в наше Кировское вертолетное училище. Потом по распределению попал в Германию, в боевой полк. Потом в Грузию. Писал оттуда с восторгом:
“А вы знаете, что такое южная ворона? Какая она умная. Берет в клюв орех, летит над бетонкой и бросает его с высоты. Если не раскололся с первого раза, поднимается выше и снова бросает. Обязательно добьется своего. Когда орех раскололся, степенно выклевывает мякоть…”
Он очень торопился жить. В Грузии женился. Едва сыграли свадьбу — полк перебросили в Афганистан…
Преступники наши правители. Преступники! Сколько крови на них!.. За что сгубили столько сыновей?.. Столько человеческих судеб разбито…
Его вдова долго не выходила замуж. Сейчас у нее двое детей. Первого сына она назвала Андрюшей, второй родилась девочка… Все, как у людей, но это не наше. Не наше! У нее своя семья, свой муж. А у нас ничего не осталось. Ничего!..
Он был нашим солнышком. Столько на него надежд возлагали. Я, когда болела, говорила:
— Сынок, случись что, ты папу не оставляй.
А он:
— Мам, ну что ты говоришь.
И я знала, что одна не останусь. А сейчас… Страшно… Родите побольше детей… Жить без будущего — это очень страшно. А когда приходит старость и наваливаются болезни — невыносимо.
Когда Андрюшу привезли, вся школа пришла прощаться. Гроб поставили в Доме офицеров — нельзя, видимо, было в училище, чтобы не давить на курсантов морально. Так весь зал, вся лестница были заполнены, по улице невозможно было проехать.
Нам не дали на памятнике написать, что сын погиб в Афганистане. Военком специально мужа вызывал:
— Гера, понимаешь, нельзя писать. Меня подведешь. Я должен это дело контролировать. Есть директива Генерального штаба, где предписано, как писать на памятнике: погиб при выполнении боевой задачи.
Но мы все равно написали: погиб при исполнении интернационального долга. И место оставили. Чтобы со временем дописать — в Афганистане. Но потом так и не стали ничего поправлять.
Первые месяцы я не могла сидеть без дела, не могла остановиться, иначе просто можно было подвинуться умом. Вот поставлю доску, глажу и вдруг чувствую тепло, словно кто-то рядом стоит. Вздрогну, осмотрюсь: нет никого. Что это, совсем с ума схожу? Потом снова, как будто мне кто-то руку на плечо положил.
Год мы вообще не могли смотреть телевизор. Кощунственно это — смотреть какие-то развлекательные программы. Потом стали включать новости.
Мне сорок девять лет было, когда погиб Андрей. Всякие рассматривали варианты выживания. Думали даже ребенка взять из детдома. По возрасту еще успели бы его поднять, только вот здоровьем я никогда не отличалась. Не собрать бы нам нужных справок.
А как щадили, берегли меня на работе. Просто потрясающую заботу проявляли. Вот пожилая работница подходит:
— Ольга Александровна, ты уж прости меня, неграмотную, может, я что не так присоветую. А ты все же попробуй. Знаешь, как водичка помогает? Так ты попробуй, поговорили с водичкой, потом умойся ей.
И к мужу тоже внимательны были. Одна женщина ему советовала:
— Герман Федорович, когда вам плохо, думайте о том, что есть люди, которым еще хуже… Вот я расскажу об одной матери. У нее старший сын погиб. Муж утонул. Забирают младшего сына в армию. Как уж она просила, как просила: оставьте хоть его со мной. Нет, забрали, послали в Афганистан. И он там погиб… И вы представляете, она в разлив, в ледяной воде идет по грудь, переходит проток, чтобы только попасть на кладбище…
Через год после гибели сына у меня пятидесятилетие, а я все еще невменяема. Даже мыслей не было, чтобы юбилей отмечать. А тут прихожу на работу и чуть в обморок не падаю: шесть ведер с цветами. И розы, и полевые цветы. И все несут, несут… Я даже подумала: “Боже мой, я что, умираю?..” Наверное, не было ни одного рабочего, который бы не принес цветы.
Очень я и афганцам благодарна. Помню, телевизор сгорел. А муж после онкологии, после операции. Ему бы чем отвлечься. Вот и проболталась я по-свойски Володе Климову, руководителю ветеранской афганской организации. Поведала ему о нашей проблеме. И на очередном собрании афганцы нам вручают телевизор. Так мне тогда было неудобно, неловко — не нищие же, может быть, кому-то из детей такой подарок больше нужен… Ребята из Союза ветеранов Афганистана и материально, как могут, помогают, и морально. Спасибо им за заботу!..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОРОШИН
Александр Николаевич
03.10.1965 — 12.10.1985

 

 

 

 

 

 

 

Вот эти данные были взяты из Всесоюзной книги памяти:

ПОРОШИН Александр Николаевич, мл. сержант, ком-р отделения спецназа, род. 3.10.1965 в г. Киров. Русский. Работал на з-де «Маяк».
В Вооруж. Силы СССР призван 19.10.84 Первомайским РВК Кирова.
В Респ. Афганистан с июля 1985.
Проявил себя решительным и мужественным воином.
В боевой обстановке уверенно командовал отделением.
Тяжело заболел и 12.10.1985 умер.
Похоронен в Кирове.
Его имя высечено на памятнике Славы воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, который установлен на тер. з-да «Маяк».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мемориал воинам, погибшим в Афганистане и Чечне

 (г. Киров)

 

Цели и задачи школьного музея на 2019 -2020 учебный год:
Основная цель  на 2019 -2020 учебный год  подготовка к юбилеям  школы – 160 лет и 75-ти летию Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
ЗАДАЧИ:
  1. Создание творческого, заинтересованного и  работоспособного актива музея школы через встречи с  учащимися школы,  выходы в другие учебные заведения города, государственные и частные  музеи.
  2. Формирование у  участников актива навыков работы с архивными материалами не только по истории учебного заведения, но и любых исторических источников по истории Родины и своего Вятского края.
  3. Воспитание патриотизма на героических примерах из прошлого истории России и других стран через уроки истории и внеурочную деятельность.
Список участников школьного музея:
  1. Васильева Даша 8а кл.
  2. Белянина Ульяна 8а кл.
  3. Солодовникова Кристина 8а кл.
  4. Семёнов Руслан 8б кл.
  5. Суровцев Виктор 8б кл.
  6. Смагин Антон 6 кл.
  7. Путилов Андрей 6 кл.
  8. Милешкина Варвара 6 кл.
  9. Удоденко Диана 6 кл.
  10.  Чухловин Дима 6 кл.
  11.  Подлевских Жанна 10 кл.
  12.  Одинцов Алексей 10 кл.
  13.  Ямшанова Полина 10 кл.
  14.  Метёлкина Анастасия 11 кл.
  15.  Селивёрстов Алексей 11 кл.
План работы кружка Школьный музей»
Занятие
Дата проведения
Приложения
1 четверть
1.
Вводное, организационное
История школьного  музея.
02.09.19г.
Анкетирование. Набор в актив музея.
2.
Профориентационно – рекламное, оформление карточек на музейный экспонат.
09.09.19г.
Подготовка текстов для юбилея школы
3.
Определение места в школьном коллективе, план работы на 2019-2020 учебный год.
16.09.19г.
Распределение обязанностей и ролей. ЗДВР Зубарева А. А.
4.
Подготовка к празднованию Дня пожилого человека.
23.09.19г.
Оформление стендов, посещение ветеранов, поздравление.
5.
Поздравление юбиляров, оформление открыток.
30.09.19г.
Реконструкция витражей, оформление витрин к юбилею школы
6.
Подготовка актива учащихся для бесед по юбилею школы. Чествование ветеранов педагогического труда и награждение
медалью «Киров-город трудовой славы».
07.10.19г.
Беседы с учащимися начальной школы
(1 «А», 1 «Б»,
1 «В»)
Демина Л. Г.
Русских В. В.
Вепрёва И. Г.
7.
Уроки по истории школы, начальный период ВМЖг, подготовка к районному смотру-конкурсу  художественной  самодеятельности, посвящённому Победе.
14.10.19г.
Работа по группам (5 «Б», 7 «А», 7 «Б»)
Карачёва И. В.
Харюшина Т. Н.
Козулина Е.Н.
8.
Уроки по истории школы, период революции и Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
21.10.19г.
Работа по группам (8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б»).
Перова В. С.
Рудак А. Н.-Зубарева А. А.
2 четверть
9.
Уроки по истории школы, послевоенный период
Участие в районном конкурсе к 30-ти летию ветеранской организации города.
28.10.19/
06.11.19г.
Беседы с учащимися начальной школы и среднего звена
10.
Подготовка материала для трансляции по ТV Вятки, уроки по истории школы.
11.11.19г.
Беседы с учащимися среднего звена. Оформление папки с материалами.
11.
Уроки по истории школы, 70-ые гг.
16.11.19г.
Обсуждение  с учащимися в старших классах и показом презентации.
12.
Распределение по классам выпускников школы по годам, работа с архивами музея.
25.11.19г.
50 –ее гг. 20 века
классы и классные руководители
13.
План – подготовки к 83 летию Кировской области.
02.12.19г.
Руководитель музея, актив учащихся (викторина в классах: 7-8).
14.
Посещение музея народного образования. Участие в международном конкурсе по МХК «Золотое руно».
09.12.19г.
Экскурсия «По местам моей юности» —
о ВМЖг и учителях –фронтовиках.
ДЮЦ ГПДНВ им. А. Невского.
15.
Сбор информации об учителях, работающих в нашей школе в период Вов, ветеране Щепин Б. Ф., проходившем лечение в госпитале №355 во время войны, расположенном на территории школы – информация.
16.12.19г.
Оформление материалов, подготовка к обл. семинару
16.
Подведение итогов работы кружка за 1 п/г, разработка плана месячника по ГПВ молодежи, работа над школьной газетой «Ушкуйники».
23.12.19г.
Группа учащихся, анкетирование, посещение памятника труженикам тыла.
3 четверть
17.
Подготовка лекторских групп по темам (план музея).
09.01.20г.
Лекторская группа.
18.
Дополнение в оформление витрин и экспозиций.
13.01.20г.
Художники и оформители, помощь ВПГ.
19.
Поиски материалов по учителям и ученикам 60-х гг. 20 века.
20.01.20г.
Классы и классные руководители.
20.
Линейки памяти по погибшим афганцам, возложение цветов к мемориальной доске  на ул. Московской, 35.
27.01.20г.
Группа от школы, беседы в классах, классные руководители.
21.
Поиски материалов по учителям и ученикам 80-х гг. 20века.
03.02.20г.
Классы и классные руководители.
22.
Поиски материалов по учителям и ученикам 90-х гг. 20 века.
10.02.20г.
Классы и классные руководители.
23.
Участие в заключительном концерте, по смотру – конкурсу ГПВ молодежи.
17.02.20г.
Актив музея.
24.
Подготовка школы к празднованию Международного Дня 8 Марта (подарки и поздравительные открытки).
24.02.20г.
Приглашение ветеранов педагогического труда.
25.
Современная школа
2000- 2016 гг.
02.03.20г.
Классы и классные руководители.
26.
Участие в городском смотре-конкурсе школьных музеев
09.03.20г.
Актив музея.
4 четверть
27.
Участие в областной викторине: «Киров-город Трудовой Славы»
16.03.20г.
Актив музея.
28.
Участие в городских конкурсах, посвящённых Победе.
13.04.20г.
14.00, ДЮЦ ГПДНВ им. А. Невского
29.
Областной конкурс по символике нашего государства.
20.04.20г.
Актив музея.
30.
Беседы о Победе, учителя и ученики школы.
27.04.20г.
Группа докладчиков.
31.
Выходы к памятникам славы.
04.05.20г.
Классы и классные руководители.
32.
Итоги международного конкурса по МХК
11.05.20г.
Актив музея.
33.
Экскурсии в музее.
18.05.20г.
Лекторская группа в День музея.
34.
Подведение работы музея за год, планирование мероприятий на 2020-2021 год.
25.05.20г.
Итоговое занятие.